Как грифель попадает в карандаш
Давайте отмотаем несколько веков назад и представим себе картину: где-то высоко в горах бродит поэт в поисках вдохновения. О, чудо — стих родился, и поток мыслей уже не основать. Но вот беда — как все это богатство донести до дома и не растерять по дороге. Ведь в то время письменность была сопряжена с такими атрибутами, как палочки стилуса, гусиные, а позже металлические перья, чернила или тушь. Как ни крути, но человек пишущий был прикован к столу. Спасибо овцам, которые упростили нашу жизнь и подарили нам первые карандаши. Все мы знаем, что карандаш делают из дерева и грифеля. Но как он попадает внутрь деревянного корпуса? Оказалось, что не все так просто, как мы думаем. Хоть карандаш и простой.
Слово «карандаш» — тюркского происхождения, что означает «черный камень». Под этим словом мы подразумеваем прежде всего графитный карандаш, появившийся в VI веке. Но были у него и предшественники.
( Collapse )Чем писали наши предки
В древности для письма использовали тонкую свинцовую палочку. Но она оставляла на бумаге серый, не слишком четкий след.
Кроме того, свинец — вредное для здоровья вещество. Рисковали люди до VI века, пока однажды пастухи из английского графства Камберленд не заметили, как их овцы трутся о камни местных скал, после чего их шерсть окрашивается в черный цвет.
Решив, что камберлендские скалы тоже содержат свинец, они попробовали использовать его для производства карандашей. Мастера вручную вытачивали из этого «свинца» стержни, которые потом оборачивали тесьмой.
Работа была непростой — один мастер за день мог сделать всего два-три карандаша.
И только лишь в конце XVIII века ученые-химики разобрались, что в этих стержнях нет никакого свинца, а сделаны они из особого минерала, которому они дали название «графит» — от греческого слова «grafo"(пишу).
Эволюция графитового стержня
Хоть стержни из чистого графита и давали красивую четкую линию, они были слишком мягкими. Поэтому в графитную массу стали добавлять глину, из-за чего стержень стал тверже и прочнее.
Чем больше глины, тем тверже карандаш. Теперь вы знаете, почему бывают карандаши разных видов: твердый, средний и мягкий.
А для того, чтобы графит легче скользил по бумаге и оставлял насыщенный след, кроме глины в графитную массу стали подмешивать жир и клей. Дело оставалось за малым — придумать карандашу «одежду», ведь стержень очень сильно пачкался.
Изготавливали карандаши тогда вручную. На один карандаш уходило около пяти дней, и стоил он очень дорого.
Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали.
Деревянную палочку делали в основном из красного или вирджинского кедра. Но из-за дороговизны сырья, американские и европейские производители перешли на калифорнийский кедр.
В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии. А так как в нашей стране растет много липы и ольхи, поэтому для производства карандашей использовали именно их.
Современный карандаш
Современные графитовые сердцевины трехкомпонентные, они состоят из сажи, графита и ила.
Карандаш от начала создания и до готовой продукции проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней.
▶ Похожая на тесто масса прессуется и выходит через дырочки, как фарш через мясорубку, затем отправляется на обжигание.
▶ Когда сердцевину карандаша «запекли», начинается этап жировки. Так называют процесс заполнения пор в изделии.
▶ С виду карандаш кажется цельным, поэтому возникает вопрос: как грифель попадает в карандаш? В процессе обработки древесина становится дощечками. На каждой из них вырезается по несколько желобков, каждая строго по толщине грифеля. Затем по ним раскладывают стержни, деревянная часть смазывается клеем, сверху нее укладывается точно такая же дощечка с канавками. Приклеиваются только деревянные элементы, на сам грифель клей не попадает, он просто зажимается между двумя половинами оболочки.
▶ Две склеенные между собой дощечки со стержнями становятся заготовкой на несколько карандашей.
▶ Затем этот сэндвич прессуется. А так как дерево очень мягкое, то склейка практически незаметна, поэтому нам кажется, что карандаш цельный.
▶ Ну и конечно же заточка и сушка. Сушатся будущие простые карандаши в специальных шкафах, где они непрерывно вращаются в течение 16 часов. Затем станок их нарезает.
▶ И вот перед нами уже готовый карандаш, только пока не очень красивый — некрашеный, шероховатый. Чтобы похорошеть, специальные машины его отполируют и покроют блестящим цветным лаком или краской и нанесут клеймо (название, рисунок, обозначение твердости).
▶ Ну вот, теперь карандаш точно готов отправиться с фабрики в магазин, а из магазина — к вам домой.
Кто не любит музыку тот не любит жизнь